Рефлекс опоры в 3 месяца

Содержание

Правильные нормы рефлексов у новорожденных

Рефлекс опоры в 3 месяца

Для успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.

Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.

Таблица по месяцам

НазваниеОписаниеДо какого момента существует
МороПроверка центральной нервной системы на быстроту реакции.До 6 месяцев включительно.
СосательныйСпособность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления.До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
ЗащитныйСпособность защищать жизненно необходимые органы восприятия.Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый)Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости.До 12 месяцев включительно.
БабинскогоЯвляется разгибательным рефлексом стопы.До 12-14 месяцев включительно.
БабкинаСпособность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот.До 3 месяца включительно.
ХоботковыйСпособность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом.До 3 месяцев включительно.
БауэраСпособность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону.До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный)Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны.До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый)Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры».До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыханияСпособность задерживать дыхание дальше обычного.До 2 месяцев включительно.
ГалантаСпособность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу.До 3 месяцев включительно.
ЛандауСпособность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу.От 4 до 8 месяцев включительно.
ПересаРеакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения.До 4 месяцев включительно.
РобинсонаСпособность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь.До 4 месяцев включительно.
ГлотательныйСпособность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу.Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Атавистические рефлексы

Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.

Примеры атавистических рефлексов:

  • Робинсона;
  • Моро;
  • задержки дыхания;
  • ходьбы.

Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.

Тонические рефлексы

Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.

Примеры тонических рефлексов:

  • Ландау;
  • симметричный шейный рефлекс;
  • асимметричный шейный рефлекс.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Как вырабатывать?

Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.

К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.

Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.

Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?

Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.

После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.

ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.

Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.

Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!

Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/refleksy.html

Все о безусловных рефлексах новорожденного: двигательные, бабинского, галанта

Рефлекс опоры в 3 месяца

На первый взгляд младенец кажется совсем беззащитным. Однако на самом деле природа наградила его целым комплексом безусловных рефлексов, цель которых – защитить малыша от опасности и уберечь его от гибели. Многим родителям будет интересно узнать, ребенок рождается с какими рефлексами, как они проявляются и какую роль выполняют.

Врожденные рефлексы младенца

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям.

Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать).

Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности.

Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом.

Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

На заметку. К 3-6 месяцам жизни новорожденного временные реакции начинают пропадать.

Описание оральных рефлексов

К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.

Сосательный

Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный.

Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации).

Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.

На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.

Глотательный

Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.

Хоботковый

Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».

Хоботковый рефлекс

Рефлекс Куссмауля

Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве. В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову.

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад.

Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу.

Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве.

Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками.

Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Описание хватательных рефлексов

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.

На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).

Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.

Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.

О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:

  • Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
  • Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
  • Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
  • Сохранение функции после 4-5 месяцев.

Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Другие рефлексы

Согласно медицинским исследованиям, существуют и другие врожденные реакции младенцев. Для примера можно перечислить несколько:

  • Пяточный рефлекс Аршавского;
  • Рефлекс отдергивания ноги;
  • Перекрестный рефлекс экстензоров;
  • Рефлекс Ландау.

Когда безусловные рефлексы начинают угасать

Появление и угасание врожденных реакций происходят в определенном возрасте автоматически. Чаще всего необходимости развить или подавить реакцию не возникает. Увидеть наглядную картину динамики данных процессов позволит представленная ниже таблица рефлексов новорожденного по месяцам.

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/fiziologicheskie-refleksy-novorozhdennyx.html

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Рефлекс опоры в 3 месяца

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулиро­вание, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

 Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания.

Одна мама считает, что главное – выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть.

Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

 Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

 Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

 Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка.

С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют.

Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, – это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы – в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью.

В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза.

Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы – это подозрение на поражение вестибулярного нерва.

Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение – у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса – о параличе Эрба.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие – у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову.

У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга.

У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях – голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее.

В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.

Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

Поматериалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/normy-razvitiya-rebenka-do-goda/115-bezuslovnye-refleksy-novorozhdennykh-detej

Рефлексы новорожденного: норма и отклонения от нее

Рефлекс опоры в 3 месяца

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения.

Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период.

На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается.

Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный.

Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
СосательныйВозникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питанииДо 12 месяцев
ГлотательныйПри попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимоеОстается до конца жизни
ХоботковыйЕсли по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботокДо 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротикДо 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малышаДо 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и РобинсонаЕсли в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положенииДо 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского)При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно)Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий»)Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставахДо 3-4 месяцев
КернигаНогу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможноДо 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походкиЕсли поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбуДо 1,5-2 месяцев
Рефлекс опорыОбычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стояДо 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра)Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползаниеДо 3-4 месяцев
ГалантаПри проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасанияДо 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна.

Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика».

Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно.

Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра.

Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени.

Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия.

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки.

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем.

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

о рефлексах новорожденных

Источник: https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/refleksy-novorozhdennogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.